О радиаторах мало что говорят, считая эту часть автомобиля простой и недостойной внимания. Пока он не откажется работать, а он действительно тонкий элемент. Вопреки внешности, в типичной машине есть даже несколько радиаторов охлаждения.

Оглавление:

 

  1. Радиатор двигателя
  2. Интеркулер – тоже радиатор, но воздушный
  3. Маслоохладители
  4. Радиатор кондиционера
  5. Заключение

Есть автомобили очень необычной конструкции, которым нужно больше радиаторов. Каждый автолюбитель знает, что у легендарного Bugatti Veyron всего 10 радиаторов: 3 промежуточных охладителя, 3 охладителя двигателя, охладитель масла коробки передач, охладитель масла дифференциала, охладитель моторного масла и охладитель кондиционера. У дорожной машины может быть только один радиатор – двигателя.

Радиатор двигателя

 Начнем с самого известного, который лишь в некоторой степени является охладителем. Это небольшой металлический радиатор, который обычно ставят сразу за решеткой. Он состоит из системы трубок, окруженных ребрами. Он очень деликатный, его не следует даже обмывать мойкой высокого давления. Ребра можно согнуть пальцами. Дыру в радиаторе может выбить вылетевший из-под колес камень, или даже насекомое – если ударится на большой скорости.

Ребристый радиатор – это всего лишь один компонент системы охлаждения двигателя. И не только охлаждение – потому что это еще и поддержание нужной температуры его работы. Вскоре после запуска двигателя задачей системы охлаждения является выравнивание температуры различных частей двигателя. Только при достижении оптимальной температуры 80-95°С он работает полностью эффективно.

Система охлаждения двигателя – это замкнутая система – жидкость циркулирует по фиксированному маршруту. После запуска двигателя жидкость начинает течь по каналам вокруг привода в так называемом коротком круге. На этом этапе задача системы – распределить тепло так, чтобы двигатель достиг оптимальной рабочей температуры. При достижении уже упомянутых 80-95°С специальный вентиль (термостат) включает большой круг циркуляции жидкости. Затем охлаждающая жидкость также начинает циркулировать через радиатор и отдает тепло через ребра. Дело в том, что необходимо чтобы двигатель поддерживал эту рабочую температуру. Поскольку он выделяет много тепла, понадобится способ его отвести. В нормальных условиях воздуха, обтекающего ребра радиатора, достаточно для надлежащего охлаждения двигателя. Но если водить автомобиль агрессивно, когда двигатель набирает скорость, буксирует прицеп или застревает в пробке, система становится неэффективной. Затем включается вентилятор, который дует на радиатор и вызывает отвод тепла.

Интеркулер – тоже радиатор, но воздушный

Интеркулер используется в двигателях с турбонаддувом. Он расположен между турбонагнетателем и воздухозаборником двигателя. Его задача – охлаждать воздух, который выходит из турбосистемы и попадает в двигатель. Зачем? Турбокомпрессор приводится в действие выхлопными газами, которые заставляют турбину вращаться. Выхлопные газы горячие, и вся система работает при довольно высокой температуре, особенно когда двигатель находится под большой нагрузкой. Проблема в том, что теплый воздух разреженный, у него небольшая плотность. Холодный воздух идеален для двигателя, потому что он позволяет компьютеру создавать богатую топливовоздушную смесь и эффективно ее использовать. Так получается более высокая мощность.

Большинство интеркулеров выглядят как радиатор небольшого двигателя. Главное отличие в том, что для охлаждения не используется жидкость. Это простая металлическая конструкция. Воздух из турбокомпрессора проходит внутри ребристых трубок и охлаждается внешним воздухом, обтекающим интеркулер во время движения.

Другие типы промежуточных охладителей, дополнительно с жидкостным охлаждением, можно найти в автомобилях с высокими характеристиками. У некоторых из них перед заездом в интеркулер нужно залить холодной воды со льдом – но речь идет об автомобилях, предназначенных для коротких, но напряженных гонок.

Спортивные автомобили более высокого класса могут также иметь, например, систему распыления жидкости промежуточного охладителя. Это достаточно сложные решения, требующие установки дополнительных систем.

Если интеркулер не поврежден и чист, он, как правило, работает без проблем. Он должен быть согласован с параметрами двигателя и компрессора. Слишком маленький не обеспечит подачу нужного количества воздуха в двигатель, слишком большой не обеспечит правильное давление наддува. Интеркулер может загрязняться как изнутри (при попадании масла в турбокомпрессор), так и снаружи – грязью, песком, маслом. Внутреннюю грязь можно удалить только после разборки этого элемента, внешнюю грязь можно очистить, например, при мойке двигателя.

Маслоохладители

Многие автомобили также имеют маслоохладители трансмиссии или двигателя. Их конструкция в целом простая, это просто банка с ребрами жесткости. Чуть более усовершенствованные, они имеют форму радиатора двигателя. Редко можно найти те, которые используют жидкость в дополнение к воздушному потоку. Маслоохладители часто используются в специализированных автомобилях, где работают гидравлические устройства, например, в строительной технике.

Радиатор кондиционера

Во все большем количестве автомобилей также появляется устройство, отвечающее за оптимальную температуру в салоне. Кондиционер – это не прихоть, его включение лишь незначительно увеличивает аппетит автомобиля к топливу, но дает водителю и пассажирам комфортное путешествие. И это тоже влияет на безопасность.

Радиатор кондиционера также известен как конденсатор или охладитель. Он передает воздуху тепло, которое хладагент получает в испарителе. Чем больше кулер кондиционера, тем он эффективнее – здесь размер имеет значение. Как и радиатор двигателя, он также поддерживается вентилятором в определенное время, например, когда автомобиль стоит или после переключения на максимальное охлаждение. Скопление грязи на радиаторе (например, насекомых) снижает его эффективность, поэтому стоит время от времени проверять под капотом и чистить его даже мягкой щеткой.

Заключение

Большинство радиаторов имеют простую конструкцию, которая в лучшем случае имеет физическое повреждение или утечку. Наша самая большая проблема – это выход из строя радиатора двигателя – значительная потеря жидкости обычно означает конец поездкам. Двигатель, лишенный теплоотведения, просто выйдет из строя, если его не выключить. К счастью, уход за радиатором не так уж и сложен. Достаточно убедиться, что он не имеет физических повреждений, а охлаждающая жидкость имеет надлежащее качество и количество.

Уровень охлаждающей жидкости проверяется в расширительном бачке под капотом. Если количество достаточное, но двигатель имеет тенденцию к перегреву, то стоит использовать тестер охлаждающей жидкости.